Российская школа критики хронологии и истории отличается склонностью к статистическим расчетам и к учету естественно-научных аргументов (зто не значит, что российские критики хронологии не используют всей палитры доступных им гуманитарных аналитических средств). В отличие от нее, соответствующая немецкая школа, а в какой-то мере и английская и американская, в большей мере опираются на методы анализа гуманитарных наук, а в своем естественно-научном анализе исходят из положений, совершенно не учитываемых ни Морозовым, ни Фоменко, ни Носовским и Фоменко, ни остальными постсоветскими авторами данного направления: теории катастрофизма (= теории природных катастроф, не путать с теорией катастроф в математике).
Эта теория утверждает, что Земля сравнительно часто подвергается катастрофам общепланетарного масштаба, имеющим внеземное, галактическое происхождение. В качестве модели для таких всеземных катастроф может служить всемирный потоп, вызываемый падением на Землю астероида или ядра кометы (всемирнык потопы случались в истории Земли неоднократно). Однако у катастроф планетарного маштаба могут быть и другие причины, не обязательно нам известные или нами правильно понятые. И, главное, временные расстояния между катастрофами планетарного маштаба, измеряются не миллионами лет, как считают еще и сегодня многие представители естественных наук, а тысячами и порой даже сотнями лет, как утверждает все еще частично борющаяся за свое широкое признание теория катастроф.
Современный катастрофизм придерживвается мнения о том, что повторяющиеся катастрофы в разной мере, но в отдельных случаях почти полностью, уничтожают на Земле все живое (во всяком случае наиболее высоко развитые формы жизни) и что после каждой такой особо гибельной катастрофы общепланетарного маштаба жизнь на нашей планете начинается в каком-то смысле с начала на случайно сохранившихся обломках предыдущего состояния биоты. Уже в этом огромная новизна представляемой катастрофизмом исторической картины мира нашей планеты. Но главное новое утверждение с точки зрения истории человечества заключается в том, что в сравнительно недавнем историческом прошлом такие катастрофы неоднократно имели место и, следовательно, оказывали сильнейшее влияние на историческое развитие. Иными словами: с точки зрения исторической науки историческое прошлое человечества формировалось под влиянием грандиозных природных катастроф планетарного или квази-планетарного маштаба.
Иммануил Великовский. Если считать отцом современной российской критики хронологии Николая Александровича Морозова, то отцом соответствующей критики на Западе следует признать Иммануила (Эммануили) Великовского, гражданина мира, судьба которого была в пору его становления как исследователя связана с Россией. Он же является сегодня общепризнанным в критических кругах творцом теории неокатастрофизма, которая исходит из того, что катастрофы случаются не раз в миллионы лет, а с промежутками в тысячу-другую и порой даже только сотни лет. Последние две, три, быть может даже четыре катастрофы на Земле, имевшие планетарный характер, произошли на памяти человечества и отражены, если не в исторических документах, то уж во всяком случае в мифах и сказаниях разных народов, а также в литераторных произведениях древности.
Имя Иммануила Великовского к сожалению мало что говорит современному образованному человеку, хотя речь идет о фигуре, сравнимой – по моему искреннему убеждению – с таковой Альберта Эйнштейна, с которым, кстати, И. Великовский (далее кратко И.В.) был близко знаком с юных лет. До самой смерти А. Эйнштейна живший с ним в одном городе (Принстоне) И.В. поддерживал интенсивный научный контакт с великим физиком. А последний не только интересовался идеями И.В., но и энергично поддерживал предложения по их проверке.
И.В. родился в 1895 г. в Витебске в семье придерживавшегося религиозных традиций еврейского предпринимателя, выбившегося впоследствие в число самых крупных российских оптовиков. С ранних лет знакомый с библией и другими древними книгами, свободно владевший с детства немецким и французским, И.В. получал образование в основном дома от частных учителей. Как еврею путь в гимназию был для него нелегким: лишь с большим трудом, да и то только в последние годы своего школьного возраста, он попал в Московскую Императорскую гимназию, которую и закончил с золотой медалью.
Однако даже последня не дала ему возвожность поступить сразу в Московский университет. Лишь проучившись год в Эдинбурге (английский станет впоследствие языком всех его книг), он в начале мировой войны становится студентом медицинского факультета: повышенная потребность в военных врачах заставила царское правительство отменить процентную норму для евреев. В течение года в Шотландии он в основном изучал естественные науки. Параллельно с медициной он изучал в Москве юриспруденцию и древнюю историю. В 1917 г. И.В. и его родители, спасаясь от грозившего отцу семейства (как активному сионисту) ареста, бежала на юг, где с опасностью для жизни скиталась три года, скрываясь то от красных, то от белых. В 1921 г. И.В., чудом избежавший растрела по подозрению в шпионаже в пользу красных, вернулся в Москву, восстановился в университете и получил диплом магистра медицины.
В следующем году семья эмигрировала: родители в Палестину, а И.В. в Германию, где в 1923 г. женился на скрипачке Элишеве Крамер. В Берлине он изучал биологию, в Цюрихе и Вене - психоанализ и работу человеческого мозга. В Берлине же И.В. создал еврейский научный журнал "Scripta Universitatis", в котором сотрудничал также и А. Эйнштейн (он редактировал физико-математический том журнала) и вокруг которого объединились ученые, создавшие несколько позже Еврейский Университет в Иерусалиме. И.В. проявил при этом такие выдающиеся организационные способности, что ему было даже предложено возглавить будущий университет в качестве ректора. И.В. отказался от этой чести, считая, что ректором нового университета должен быть известный ученый, а не молодой врач и начинающий исследователь.
Зарабатывавший себе и своей семье на жизнь своей психоаналитической практикой, которую он сводил до абсолютно необходимого с финансовой точки зрения минимума, а также – в более поздние годы - своей писательской деятельностью, И. В. посвятил все свое время исследованиям. Переселившись в Палестину, И.В. редактировал журнал Scripta Academica Hierosolymitana и публиковался в Imago Сигмунта Фрейда. Это он первым в 1930 г. высказал предположение о том, что паталогические энцефалограммы могут оказаться типичными для больных эпилепсией. Извесна похвала Фрейда по поводу одной из статей И.В.. Считается, что И.В. был одним из наиболее выдающихся практикующих психоаналитиков своего времени.
Летом 1939 г. И.В. с семьей приехал в США, чтобы закончить работу над книгой об интересовавших Фрейда фигурах прошлого: Моисее, Эхнатоне и Эдипе. Почти законченная, эта книга так и не была опубликована, ибо исследование интересовавшего его всю жизнь феномена коллективного забывания неудержимо потянуло И.В. к совсем новым темам и книгам. Именно эти исследования и привели его к теории катастрофизма (человечество стремиться забывать прошлые катастрофы) и к тематике древней хронологии (человечество не обращается особо тщательно с воспоминаниями о своем прошлом, проституирует ими и переписывает их в зависимости от потребностей очередных элит).
И.В. никогда не служил ни в одной исследовательской организации и, быть может, именно поэтому сумел написать свои многочисленные оригинальные книги и статьи. Однако это же обстоятельство стало камнем преткновения для признания значимости его работ официальной наукой: последняя всеми силами стремится защитить себя от неортодоксальных мнений, да еще и идущих со стороны. За редкими исключениями великие одиночки не признаются наукой, списываются в разряд шарлатанов и нарушителей спокойствия, отвергаются путем создания стены молчания, поверхностной по существу и уничижительной по тону критики. Все эти средства были применены и в данном случае. Против И.В. был применен даже аппарат корпоративного давления на издательство МакМиллан, планировавшее издавать его книги: под угрозой прекращения публикаций учебников членов ведущих научных организаций это одно из ведущих американских издательств было принуждено к расторжению договора с И.В. о публикации его первой книги "Столкновение миров". Бестселлер "Столкновение миров" было уже в 1951 г. издан в Германии, в известном издательстве Коолгаммер, и был с огромным интересом встречен читателями. И тут повторилвсь та же история, что и в США. На сей раз восстали связанные с издательством теологи. Издательство под угрозой бойкота было вынуждено передать свои права на последующие тиражи книги швейцарскому издательству ЕВРОПА, известному своими антинацистскими взглядами. Последнее интерпретировало гонения на автора-еврея как продолжение антисемитизма и издавало по-немецки все книги ИВ до конца 60-х годов.
В конце 70-х и начале 80-х годов книги И.В. стали снова публиковаться в Германии в известных издательствах. Этот новый этап связан с деятельностью представителя ИВ в странах с немецким языком Христофа Маркса. К счастью, в последние годы (с опоздание на 25-45 лет) книги И.В. [1-7] были изданы и в России. Там же была напечатана единственная известная мне подробная биография [8] замечательного ученого-энциклопедиста. В приводимом ниже списке его книг в квадратных скобках указаны их переводы на русский язык. Мне не известно, переведена ли на русский язык его опубликованная посмертно книга [9] "Звездочеты и могильщики". В то же время полезно обратить внимание на книги [10-14], в которых излагались или обсуждались исследования И.В.
Трудная жизнь теории катастрофизма. Основная заслуга И.В. перед наукой состоит в том, что он в двух своих книгах [1, 2] собрал огромный геологический, палеонтологический, стратиграфический и – в первой из них – мифологический, легендарный и литературный материал из разных частей света в подтверждение почти забытой теории о катастрофическом прошлом Земли. Эта теория была широко распространена в 17-18-м столетиях и использовалась для объяснения многих геологических фактов. В начале 19-го века барон Кювье оформил ее в теорию, в которой для объяснения возрождения жизни после каждой крупной катастрофы использовался новый акт креации: божественной или путем занесения жизни из космоса.
Это последнее обстоятельствво стало слабой стороной теории природных катастроф и она постепенно сдала свои позиции под натиском эволюционной теории. Н.А.Морозов в своем "Христе" неоднократно подчеркивает, что наука "преодолела" катастрофизм. Дарвинизм и геологический эволюционизм считали, что они вполне могут обойтись представлениями о медленной эволюции для разъяснения всего прошлого нашей планеты и ее геологической и биологической истории. При этом, как блестяще показал И.В. в книгах [1-2], были забыты многочисленные факты, необъяснимые с эволюционисткой точки зрения.
Наибольшие возражения у официальной науки вызвали аргументы И.В. в пользу теории о том, что вызывающие катастрофы на Земле события в Солнечной Системе определяются не только гравитацией, но и мало в то время (а в какой-то мере еще и сегодня) знакомыми науке космическими электромагнитными силами (именно И.В. предсказал наличие у планет сильных магнитных полей). Иными словами, он считал, что актуалистские воззрения о стабильности Солнечной Системы, согласно которым ее планеты миллионы или даже миллиарды лет сохраняют в почти полной неизменнрсти свои орбиты вокруг Солнца, противоречат исторической памяти человечества, которая сегодня объявлена мифологической и легендарной, т.е. не заслуживающей серьезного внимания со стороны естественных наук.
На это невосприятие со стороны официальной науки, которое имеет место и по сей день, ни коим образом не повлияло то обстоятельство, что на основе своей "неверной", "шарлатанской". "антинаучной" теории И.В. сформулировал большое число предсказаний, которые со временем блистательно подтвердились. В частности, именно он предсказал необычно высокую температуру на поверхности Венеры (подробнее об этом смотри в его биографии [8]). Если бы это и другие предсказания И.В. были своевременно учтены, человечество сэкономило бы многие миллиарды долларов и значительно быстрее продвигалось бы вперед при исследовании космоса.
Будучи по образованию врачем и психоаналитиком (но в то же время и широко образованным человеком сс глубокими знаниями во многих других областях), И. В. написал книгу [9], изданную к сожалению лишь после его смерти и с определенными купюрами, в которой дал глубокий социально-психологический анализ причин, приведших как к забыванию человечеством своего катастрофического прошлого, так и и других травматических исторических событий (не здесь ли корень многих исторических сказочек, основанных на желаемом видении прошлого в гораздо большей мере, чем на исторических фактах?!). И.В. поддержал мысль, высказанную одним из его последователей, о том, что именно в феномене коллективного забывания, в вытеснении человечеством из коллективной памяти воспоминаний о чудовищных катастрофах прошлого лежит причина иррационального поведения коллектива, приводящая к массовым убийствам, к бессмысленным массовым жервоприношениям, к геноциду.
Великовский и хронология. В основе критических исследований по истории современных критиков хронологии на Западе лежат именно воззрения Великовского о катастрофическом прошлом Земли. Однако непосредственно с точки зрения настоя щей статьи наибольший интерес представляет серия из четырех книг [3-6] И.В., посвященных доказательству существования в историии Ближнего Востока (в первую очередь Египта, Греции и Палестины) искусственной вставки длиной в пять с лишним веков. Соответствующая гипотеза явилась результатом отождествления описываемых библией катастрофических природных явлений (10 казней египетских) времен исходы с аналогичными описаниями событий времен гиксоского нашествия на Египет. Осознав, что обе истории описывают одну и ту же природную катастрофу (ее уникальность послужила основой отождествления И.В. двух описываемых названными историями катастроф) И.В. был вынужден заняться вопросом об ошибках историков, разбросавших эти два описания одного и того же явления по векам.
Найденное И.В. объяснение для возникновения этой искусственной растяжки во времени крайне просто и служит эталоном для последующих разоблачений такого рода. Именно, он обнаружил, что египетские летописи (исторические источники) и описывающие тот же период источники из Палестины, Сирии и т.д. были ошибочно интерпретированы последующими поколениями историков как описывающие совершенно разные события и даже разные исторические периоды. В результате история древнего Ближнего Востока рассмотренного периода "удвоилась", т.е. искуксственно была увеличена приблизительно в два раза за счет включения, вслед за описанными египтянами годами и десятилетиями, описания этих же лет и десятилетий летописцами с азиатской части Ближнего Востока.
И.В. нигде, ни в одной из своих книг или статей не ссылается на Н.А.Морозова. Поэтому вопреки своему первоначальному мнению о невозможности полного незнания И. Великовским книг великого русского критика хронологии [15], я сегодня склоняюсь именно к этому мнению: не был с ними знаком, а если и слышал о них, то воспринял их в юные годы как недостойный внимания курьез (Знаю о возможности такой реакции из собственного опыта: будучи аспирантом МГУ, я отказался в конце 60-х "тратить время" на чтение книг Н.А. Морозова, которым восторгался мой однокурсник, посчитав после краткого пересказа, что книги, отрицающие существование античности, не могут быть серьезными).
Ведь первая книга Н.А.Морозова "Откровение в грозе и буре" была более всего популярна в Росии в 1907-10 гг., когда И.В был еще мальчиком. Вторая его книга "Пророки" появилась в 1914 г., когда у 19-тилетнего И.В. были иные заботы. К тому же хронологией древнего мира И.В.всерьез заинтересовался в конце 40-х – начале 50-х годов, когда отрезанность России от Запада достигла апогея. Поэтому не только можно с большой вероятностью предположить, что И.В. никогда не видел семитомного "Христа", но даже, зная его щепетильность в вопросах цитирования, следует к сожалению признать это исходным фактом.
К сожалению, ибо одной из слабостей хронологических рассмотрений И.В. является его вера в истинность библейских историй и в хронологию тех веков, которые он не вычеркнул из истории древнего Ближнего Востока. И дело даже не в том, что такая вера противоречит его же собственному научному опыту: если историки совершили одну серию грубых ошибок, то где же гарантия отсутствияя подобных ошибок в последующие исторические эпохи. Главная беда заключается на мой взгляд в том, что И.В. даже не рассмотрел возможности ошибочности его датировки двух больших катастроф, которые он считал последними в истории человечества и которые датировал 13-м и 7-м веками до н.э.
И.В. умер 17 ноября 1979 г. Посмертно были изданы его книги [7] и [9]. К сожалению, интерес к его работам, во многом связанный с интересом к его необыкновенной личности, к его многочисленным лекциям в американских университетах и к его блестящим статьям (он сотрудничал в нескольких ведущих американских органах прессы), стал затухать и сегодня его имя известно лишь сравнительно узкому кругу его почитатедей.
Катастрофизм и критика исторических воззрений в Северной Америке. Последователи И.В. в Северной Америке были весьма активны в 70-е и 80-е годы (в 90-х наблюдался определенный спад их активности). Прекрасный обзор развития этого направления в Северной Америке (и в Великобритании) стал с недавних пор (с сентября 1999 г.) возможен благодаря появлению компактного диска "Катастрофизм! Человек, Миф и Беспокойство в Древней Истории и в Естественных Науках", содержащего тысячи статей и других материалов, опубликованных в названных странах с 1972 г. по 1997 г. по отмеченной в последнем заголовке . Знакомство с ним возможнно через интернет (www.catastrophism.com).
Компакт-диск содержит почти все статьи, опубликованные в следующих североамериканских журналах: Aeon (1988-97), Kronos (1975-88), Pansйe (1972-74) и The Velikovskian (1993-94). К сожалению настоящая первая версия этого диска почти не содержит иллюстративный и графический материал из приведенных статей. Чтобы устранить этот и некоторые другие недостатки, издательство готовит в настоящее время новую расширенную версию компакт-диска.
Этот новый диск будет содержать дополнительно статьи из журналов Catastrophist Geology, Catastrophism and Ancient History, Horus, SIS Internet Digest и Thoth, полные тексты некоторых из названных в настоящей статье и иных книг (The Age of Velikovsky by C J Ransom Ragnarok, the Age of Fire and Gravel by Ignatius Donnelly, библия, The Egyptian Book of the Dead, Bulfinch's Mythology: The Age of Fable or Stories of the Gods and Heroes by Thomas Bulfinch, The Song Celestial or Bhagavad-gita, The Popol Vul, Recollections of a Fallen Sky: Velikovsky and Cultural Amnesia, Edited by Earl R. Milton, The Velikovsky Affair edited by Alfred de Grazia), а также выдержки из книги The Legends of the Jews by Louis Ginzberg (Volumes I & II) и избранные главы из следующих книг известного автора Alfred de Grazia:
1. The Burning of Troy and other works in Quantavolution and Scientific Catastrophism
2. Chaos and Creation
3. Lately Tortured Earth
4. Homo Schizo I & II
5. The Disastrous Love Affair of Moon and Mars
6. God's Fire
7. Divine Succession
8. Burning of Troy
Запланировано также представление на диске следующих дополнительных интернет-страниц
Ted Holden, Catastrophism site
Ev Cochrane, Aeon
Bob Kobres, Center for Archaeoastronomy site
Американские ж урналы по катастрофизму и пересмотру древней истории. Отметим прежде всего ежегодник Journal for the Ancient Chronology Forum, издававшийся Институтом по исследованию Междисциплинарных Наук (The Institute for the Study of Interdisciplinary Sciences (ISIS)). Последний был основан в 1985 г. группой специалистов по древней истории, считавших необходимым внедрение междисциплинарного подхода и в историю древнего мира. Не переводя на русский и не указывая авторов, приведем заголовки некоторых статей, взятые из рекламы института ISIS:
"Bronze to Iron Age Chronology in the Old World: Time for a Reassessment?"
"Exodus and Conquest -- Myth or Reality? Can Archaeology Provide the Answer?"
"Scientific Dating Methods and Absolute Chronology."
"Ancient Astronomical Observatories and Near Eastern Chronology."
"The el-Amarna Habiru and the Early Monarchy in Israel."
"Dendrochronology and Thera: The Scientific Case."
"From Chronos to Chronology: Egyptian Evidence for Dating the Aegean Bronze Age."
"A Test of Time: The New Chronology of Egypt and its Implications for Biblical Archaeology and History."
"The Chronology of Israel Re-examined: The First Millennium BC."
"Early Greek Visitors to Egypt and the Levant."
"The el-Amarna Letters and Israelite History."
Журнал "Pansee" ассоциации Форум Студенческой Академической свободы (Student Academic Freedom Forum), издававшийся в США в первой половине 70-х гг., посвятил десять своих междисциплинарных выпусков дискуссиям вокруг идей И.В. Эти выпуски издавались под заголовком "Immanuel Velikovsky Reconsidered" (что можно перевести как "Повторное обсуждение идей И.В."). Редактором этих выпусков был Stephen L. Talbott, в редакцию входили Ralph Juergens, William Mullen, C. J. Ransom, Lynn E. Rose, в то время и впоследствие немало публиковавшие сами по данной тематике. И.В. активно участвовал в полемике на страницах журнала. Избранные статьи их десяти посвященных И.В. выпусков были изданы в виде книги [11]. Компакт-диск содержит все эти десять выпусков.
Начиная с 1975 г. обсуждение идей И.В. велось в журнале Kronos. Журнал издавался ежеквартально, только четыре последних тома (из общего числа 12) имели по три выпуска каждый. Редакцию возглавляли главный редактор Lewis M. Greenberg и исполнительный директор Warner B. Sizemore. В редакцию в разные годы входили Robert W. Bass, Dwardu Cardona, Ev Cochrane, C. Leroy Ellenberger, Doeko Goosen, David Griffard, Henry A. Hoff, Artur Isenberg, Peter J. James, Frederic Jueneman, Sigmund J. Kardas, Shane H. Mage, Joseph May, Thomas McCreery, Earl R. Milton, Bernard Newgrosh, A. Mann Paterson, C. J. Ransom, Lynn E. Rose, Jan N. Sammer, George R. Talbott, Raymond C. Vaughan, Roger W. Wescott, Irving Wolfe и др.
В манифесте редакции по случаю создания нового журнала подчеркивалась как ведущая роль идей И.В. при формулировке области интересов редакции, так и необходимость интердисциплинарного подхода к изучению истории человечества, подхода, который так блестяще был продемонстрирован И. В., а в России Н.А.Морозовым и историко-критической школой академика А.Т. Фоменко. Отмечается, что необходимо разорвать искусственные границы отдельных наук, преодолеть грех узкой специализации и вернуться к свойственному мыслителям эпохи ренессанса интегральному видению мира и научных проблем. Название журнала отражало сбывшуюся лишь частично надежду молодых энтузиастов от науки на новый золотой век интегрального исследования человеческого прошлого.
В течение более, чем десяти лет (с 1988 г.) издаётся журнал Aeon (Журнал мифов и науки). Редакция журнала находится в Ванкувере (Канада). На компакт-диске представлены годы 1988-1997. За это время были изданы четыре тома, каждый по шесть выпусков. Издателем журнала был Ev Cochrane, главным редактором Dwardu Cardona. В редакцию входили также Lewis M. Greenberg, Lynn E. Rose, Frederic Jueneman и David N. Talbott. Dwardu Cardona, явился также инициатором создания Канадской Ассоциации Междисциплинарных Исследований (the Canadian Society for Interdisciplinary Studies). Компакт-диск содержит все 24 выпуска журнала за названные 10 лет.
The Velikovskian (Великовскианец, Журнал мифов, истории и естественных наук, главный редактор Charles Ginenthal) был сравнительно недавней и в конечном счете неудачной попыткой создать академический журнал, посвященный роли катастроф в истории человечества. Наряду с описанным Великовскими не признаваемым естественными науками механизмом глобальных катастроф, предлагалось обсуждение альтернативных объяснений для катастроф планетарного масштаба. Вышли только два тома журнала, каждый имел четыре выпуска. Журнал интересен не только десятками опубликованных в нем статей, но и краткими иннформациями об их авторах, которые показывают, какие широкие академические круги вовлечены в междисциплинарные исследования по неокатастрофизму и новой хронологии.
В настоящее время многие из американских ветеранов движения за пересмотр истории Земли и человечества сотрудничают с британской Ассоциацией Междисциплинарных Исследований, о которой пойдет речь дальше. Кроме того, они и более молодые критики исторической науки все более широко пользуются услугами интернета, участвуя в многочисленных исторических и археологических дискуссионных списках, группах новостей и т.п. Назовем некоторые из них: soc.history, soc.history.ancient, soc.history.medieval, soc.history.science, de.sci.geschichte.
Катастрофизм и критика истории в Англии. Ассоциация Междисциплинарных Исследований (The Society for Interdisciplinary Studies (SIS)) была основана в Лондоне в 1974 г. и продолжает свою активную деятельность до сих пор. Это – самое старое и в то же время самое современное из всех обществ, занимающихся вопросами катастрофизма и древней истории (а также геомагнетизмом, археоастрономией, палеонтологией, мифологией, астрономией, геологией, физикой, археологией, библейскими исследованиями и космологией). Ассоциация SIS базируется на Англии, но является международной организацией.
Она издает журналы Chronology & Catastrophism Review (C&CR), формально носящий также заголовок Тhe SIS Review. Журнал выходит раз в полугодие и предоставляется бесплатно всем членам SIS в счет членского взноса, также как и второй журнал Ассоциации SIS Internet Digest. Этот журнал не имеет аналогов в данной области: он содержит краткую информацию, поступающую со всего света по интернету от членов Ассоциации и из разных печатных изданий. Первоначально (до 1996 г.) Ассоциация издавала также сборник Chronology & Catastrophism Workshop (C&CW), который впоследствие был поглощен первым из названных выше журналов.
Кроме того, Ассоциация проводит каждые два года конференцию по хронологии и катастрофизму и издает сборник ее трудов. В настоящее время через Ассоциацию могут быть приобретены следующие сборники трудов:
Proceedings of the SIS Silver Jubilee Event & Conference Chronology & Catastrophism 17th-19th September 1999, Easthamstead Park, Berkshire, UK
Proceedings of the Second SIS Cambridge Conference (11th-13th July 1997) Natural Catastrophes During Bronze Age Civilisations: Archaeological, geological, astronomical and cultural perspectives.
Proceedings of The 1995 Braziers College Conference. The Velikovsky 100th Birthday Memorial Meeting, a Special Issue of Chronolgy and Catastrophism Review.
Evidence that the Earth has Suffered Catastrophes of Cosmic Origins in Historical Times. Proceedings of the 1993 Cambridge Conference.
Ages in Chaos? How valid are Velikovsky's views on Ancient History? With papers on Astronomy. Proceedings of the Residential Weekend Conference, Glasgow, 7th-9th April 1978, a Special Issue of SIS Review,а также книга Trevor Palmer, Catastrophism, Neocatastrophism and Evolution
Литература
1. Immanuel Velikovsky, Worlds in Collision, McMilan, N.Y., 1950. [Столкновение миров, Феникс, Ростов-на-Дону, 1996]
2. Immanuel Velikovsky, Earth in Upheavel, Doubleday Co, N.Y., 1955. . [Земля в переворотах. Феникс, Ростов-на-Дону, 1996]
3. Immanuel Velikovsky, Ages in Chaos, Doubleday Co, N.Y., 1952. [Века в хаосе. В "Эдип и Эхнатон", Феникс, Ростов-на-Дону, 1996]
4. Immanuel Velikovsky, 0edipus and Achnaton, Doubleday Co, N.Y., 1960. [Эдип и Эхнатон, Феникс, Ростов-на-Дону, 1996]
5. Immanuel Velikovsky, People of Sea, Doubleday Co, N.Y., 1977. [Народы моря, Феникс, Ростов-на-Дону, 1997]
6. Immanuel Velikovsky, Ramses II and bis Time, Sidqwick Jackson, Ltd, Gr. Br., 1978. [Рамзес II и его время, Феникс, Ростов-на-Дону, 1997]
7. Immanuel Velikovsky, Mankind in Amnesia, Sidqwick Jackson, Ltd, Gr. Br., 1982. [Человечество в амнезии. В "Народы моря", Феникс, Ростов-на-Дону, 1997]
8. Ион Деген, Иммануил Великовский. Рассказ о замечательном человеке, Феникс, 1997.
9. Immanuel Velikovsky, Starqasers and Gravediggers, Morrow-and Co, N.Y., 1983.
10. Ian Tresman (Editor/Compiler), Catastrophism! Man, Myth and Mayhem in Ancient History ans Scienes, A CD-Rom, Cnowledge Computing, Sept. 1999.
11. Velikovsky Reconsidered, Doubleday Co, N.Y., 1976.
11. Alfred de Grazia; Ralph E. Juergens, Livio C. Stecchini, Immanuel Velikovsky, The Velikovsky Affair, Sidgwick and Jacson Ltd., Prinston, N. J., 1966.
12. C. J. Ransom, The Age of Velikovsky, Glasboro, New Jersey, 1976.
13. Shane Mage,Velikovsky and his Critics,Cornelius Press,Grand Haven,Michigan, 1978.
14. Scientists Confront Velikovsky, W. W. Norton Co, N.Y.-London, 1979.
Евгений Габович
No comments:
Post a Comment