Wednesday, October 20, 2010

Гульфики. Часть 2. Латы, военные и ландскнехты.

Гульфики. Продолжение. Латы, военные и ландскнехты.



Lucas Cranach (I) (1472–1553)
Porträt des Joachim II.Lucas Cranach the elder.1520


Часто люди задаются вопросом: как ходили по нужде рыцари в латах? В костюме военных было все предусмотрено, и не только удобство, а и мода касалась их тоже. Военный, особенно парадный костюм ничуть не уступал гражданскому в красоте , искусности отделки и роскоши.

 



Здесь латы из музеев Тауэра, Лидса, музея Метрополитен и т.д. И, конечно- такой модный в 15-16 веках элемент, как гульфик в латах, у военных и ландскнехтов.




В пост о шлемах [info]m_smaragd, спасибо большое- прислала ссылки на статьи и книги Григория Панченко, профессионального оружиеведа:

Вот отрывки из его книги "Горизонты оружия":
"Боевой латный доспех не слишком тяжел: весьма редко он превышал 30 кг (а вот немногим за 20 кг бывал куда чаще); турнирные, случалось, тянули и вдвое больше. Движений он не сковывал АБСОЛЮТНО. В нем можно было танцевать — это, собственно, даже входило в комплекс тренировок; можно было… плавать и даже чуть-чуть бороться в воде (в основном просто притапливая противника и стремясь при этом не последовать за ним). Причем иной раз проделывали это, уже будучи ранеными — и серьезно, и неоднократно!

----------------------Живопись--------------

GIORGIONE
Madonna and Child Enthroned between St Francis and St Liberalis
c. 1505
Oil on panel, 200 x 152 cm
Duomo, Castelfranco Veneto


Германия

Hans HOLBEIN the Younger
The Passion (detail)
1524-25
Oil on limewood, 39 x 31 cm (size of detail)
Kunstmuseum, Цffentliche Kunstsammlung, Basle


В латах вполне можно было сражаться полный рабочий день, особенно если «перерыв на обед» разбить этак на четыре четвертьчасовые паузы (реально возникали и более длительные перерывы). Шлем в такие перерывы все же желательно снимать: это вообще наиболее «утомительная» часть латной брони. Не сражаясь, но ожидая сражения, латы можно было носить не снимая (точнее, время от времени снимая отдельные детали — как вы уже догадались, не только шлем…) и несколько дней. Разумеется, для этого требовалась дьявольская тренированность — и она действительно была.



Отдых.В гостинице.
Interior of an Inn
Italian School

=================Устройство-Рисунки лат========================



--


Drawn by Franz Buch
1546
Standing soldier in classical armour, seen from behind; wearing a plumed helmet and holding a pike or lance in his right hand. 1546

Здесь хорошо видно, что для удобства отправления естественных потребностей спереди была выемка для гульфика, а сзади цельного металла тоже не было (но иногда были и цельные детали, прикрывающие ягодицы, на шарнирах).


Three-quarter armour. German, Nuremberg, about 1540-50

----------------------------------

Foot combat armour
Place and date of manufacture English, Southwark, 1520
Object production note Of King Henry VIII. Intended for the great tournament, known as the Champ de Drap dOr or Field of Cloth of Gold, held between Francois I, King of France and Henry VIII in 1520, but never finished

Кольчужная защита гульфика часто была отдельной:


Maximilienne
http://de.academic.ru/dic.nsf/dewiki/1114982#Erste_Plattenr.C3.BCstungen

---------------------------------

European, 15th century
Brayette
15th Century
The Cleveland Museum of Art
Такая кольчуга пододевалась под латы:


-----------------------------------

Здесь хорошо видно, что с внутренней стороны ноги у конного всадника не были защищены:


CARPACCIO, Vittore
Portrait of a Knight
1510
Tempera on canvas, 218 x 152 cm
Museo Thyssen-Bornemisza, Madrid





Готика
Gotische Rüstung


Можно ли облачиться в такой доспех одному? И сколько длится процесс облачения? Даже при одном помощнике (а их чаще бывало двое) это занимало не так много времени.
Ландскнехтские доспехи для простоты «сборки-разборки» имели кирасу, шарнирно сочлененную с набедренниками и наплечниками — у рыцарей эти детали чаще пристегивались отдельно.
А при внезапном нападении — иногда в спешке «накидывали» лишь защиту корпуса и шлем.
Все-таки требовалось не только пряжки и т. п. застегнуть, но и зафиксировать саму броню сквозь специальные отверстия специальными шнурами, крепящимися на поддоспешном одеянии (именно они, особенно — в декоративном варианте, образуют на дворянском — рыцарском! — костюме то обилие лент, подвязок и застежек.


==================Гульфик=======================





----------------------------------





------------Из коллекции Royal Armouries Museum--------------
============================================================



Codpiece. English, Greenwich, about 1530-40


Three-quarter armour. German, Nuremberg, about 1540-50

Three-quarter armour. German, Nuremberg, about 1540-50


http://collections.royalarmouries.org/index.php?a=wordsearch&s=gallery&w=Codpiece&go=GO


Можно сказать, рыцарский комплекс вооружения — продукт высоких технологий. Правда, по этой причине он, хотя и слегка распространился за пределы рыцарства, для массовой не элитной пехоты был слишком дорог.

Кроме того, и для самого умелого бойца 30-килограммовая «легкость» и подвижность латных сочленений весьма относительны в долгой муторной сумятице пешего сражения, особенно когда в ходе него требуется бежать (пусть даже вперед), карабкаться… Так что если было известно, что назавтра предстоит «штурмовой» бой, — скажем, атака вражеских укреплений, — рядовые рыцари норовили выходить на него в неполном облачении. А знатные аристократы могли себе позволить «спецодежду» — облегченные конструкции с высокой долей кольчатого и мелкопластинчатого набора. Они были крайне дорогие и, за счет высоких технологий, достаточно надежные. Силе таранного удара кавалерийского копья они противостоять не могли — но в пешем бою вполне защищали. А от всего прочего спасало личное мастерство и… усилия свиты.


====================Картины========


Lucas Cranach (I) (1472–1553)
Porträt des Joachim II. als Kurprinz
Lucas Cranach the elder
1520
---------------------------------------


TIZIANO Vecellio
Portrait of Francesco Maria della Rovere, Duke of Urbino
1536-38
Oil on canvas, 114 x 103 cm
Galleria degli Uffizi, Florence



Rubens
Rubens, Guercino, Pencz And Van Dyck To Highlight Christie's Summer Auction Of Old Masters And 19th Century Art In London
http://www.ukauctionnews.com/2010/06/rubens-guercino-pencz-and-van-dyck-to.html



==================="Поднятая" форма гульфика==================
----------------------------------------------------------------
В соответствии с модой на "эрегированные гульфики"
аналогичные появляются и в доспехах:


braguette, codpiece, kulzak of kullezak







Happy Henry the Eighth's armor in Anachrome

Armour detail 16th century steel "cod piece" on a full suit of plate.

Plate armour with stylized "cod piece" Note the blackened engraving. The
pattern suggests a date in the 1560s. The rounded brass "rivets" are typical of that
period. The cod piece was meant to be "dramatic", be did offer protection that that area
from bullets and sword thrusts.

=========================Генрих VIII==========================
---------------------------------------------------------------

Henry VIII: ca 1545
Его шлемы я уже показывала:


Шлем Генриха VIII, 1511-1514


Battle of the Spurs: 1513

The Battle of the Spurs, 1513. This is a cropped detail from the painting which commemorates an English victory against France. It was during this campaign that Henry's close friendship with Cardinal Thomas Wolsey began. Henry's figure is in the center, accepting the surrender of a French Lord.

---------------------------------
Здесь его подлинные доспехи из музеев Тауэра и Лидса:



Foot combat armour
Place and date of manufacture English, Southwark, 1520
Object production note Of King Henry VIII. Intended for the great tournament, known as the Champ de Drap dOr or Field of Cloth of Gold, held between Francois I, King of France and Henry VIII in 1520, but never finished
-------------------------------

Armor of King Henry VIII of England


Field Armor of King Henry VIII of England
Steel, blackened, etched, and gilt: textile and leather
Italian (milan or Brescia), about 1544
This impressive armor was made for Henry VIII (r. 1509-1547) toward the end of his life when he was overweight and crippled with gout. It was probably worn by the king during his last military campaign, the siege of Boulogne in 1544, which he commanded personally in spite of his infirmities.



King Henry VIII's armor, now at the Tower of London, had to protect the "crown jewels"


Armor of King Henry VIII of England


King Henry VIII's armor at the Tower of London


King Henry VIII's armor at the Tower of London



King Henry VII Armour-лошадь



---------------------------------------------

О нем и всех его многочисленных и загубленных женах:
-ТУТ
и -ТУТ
==================================================

Как же еще у всадника защищали нижнюю часть тела? Очень просто- седлом:
Его конструкция имела подьем спереди и сзади:

-------------------------



Между прочим, лошадь в полной броне под всадником в броне же тоже могла плыть. Конский доспех весил 20—40 кг — считанные проценты от собственного веса огромного рыцарского коня.


Anchaint horse armor at the Musée de l'Armée in Paris

На резвость общая нагрузка все же влияла достаточно серьезно: лошадей пускали в галоп лишь в тех случаях, когда без этого было никак не обойтись. Прежде всего, конечно, при таранной сшибке с врагом. Впрочем, даже в XV в. конь редко имел полную броню: чаще — налобник, нагрудник (порой, в зависимости от типа противника, важней оказывался закрывающий шею наборный «шарф») и/или боевая попона.


Anchaint armor at the Musée de l'Armée in Paris



-----------------------------------------


------------------Парадные латы-всадники-------
======================================================

=============================================
===================Латы "с юбочкой"=========


Jean Marot, Le Voyage de Gênes (Voyage to Genoa) (Jean Bourdichon, painter), Tours, around 1508, Manuscripts Department, Western Section, Fr. 5091, Parchment

Louis XII's rapid conquest of the city of Genoa in April 1507

Horse and dress armor for King Henry VIII in 1515.

-------------------------

Tonlet armour. English, Southwark, 1520
Of King Henry VIII. Made to replace the foot combat armour (II.6) for the great tournament, known as the Champ de Drap dOr or Field of Cloth of Gold, held between Francois I, King of France and Henry VIII in 1520
--------------------------


Armadura de la guarnición de Mühlberg del emperador Carlos V. Desiderius Helmschmid (1544).
http://lostonsite.wordpress.com/2010/05/22/cuando-el-poder-crea-arte/



François Clouet Equestrian Portrait of Dauphin Henry II, future Henry II King of France (1519-1559)
ca. 1543 Gouache on parchment mounted on wood 10-3/4 x 8-3/4 inches (27.3 x 22.2 cm)
The Menil Collection, Houston Photo: Hickey-Robertson, Houston


Henri II of France
--------------------------------------------



Tizian
Карл 5

-------------------Вельможи в латах-------------
===========================================
================Гульфики и парадные латы===================
---------------------------------------------------
На картинах видно, что иногда гульфик закрыт кольчужной сеткои.

--------------------Bronzino Angelo----------------


Portrait of Guidobaldo II della Rovere, Duke of Urbino
by Bronzino Angelo
Palazzo Pitti (Florence)
The codpiece , or braguette



Duke Cosimo I de' Medici in Armor
oil on panel, C.1545
Agnolo Bronzino
----------------------------------------------

Jacopo Robusti Tintoretto, c1550: Man in Armour
Vienna, Kunsthistorisches Museum



portrait-of sir-Nicholas-Carew-
Нans Нolbein the younger


Ritratto di Alessandro Farnese
Jean Baptiste De Saive (1540 - 1624) - Parma, Galleria Nazionale


DYCK, Sir Anthony van
Portrait of Prince Charles Louis, Elector Palatine
1641
Oil on canvas, 107 x 93 cm
Private collection

==============================================
В комментарии к прошлому посту [info]santagloria прислала отрывки из Рабле, "Гаргантюа и Пантагрюэль", как раз про гульфики, за что ей огромное спасибо!
Это настоящая поэма!

..."На гульфик пошло шестнадцать с четвертью локтей той же шерстяной материи, и сшит он был в виде дуги, изящно скрепленной двумя красивыми золотыми пряжками с эмалевыми крючками, в каждый из которых был вставлен изумруд величиною с апельсин. А ведь этот камень, как утверждают Орфей в своей книге De lapidibusи Плиний, libro ultimo, обладает способностью возбуждать и укреплять детородный член.

Выступ на гульфике выдавался на полтора локтя, на самом гульфике были такие же прорезы, как на штанах, а равно и пышные буфы такого же голубого дамасского шелку. Глядя на искусное золотое шитье, на затейливое, ювелирной работы, плетенье, украшенное настоящими брильянтами, рубинами, бирюзой, изумрудами и персидским жемчугом, вы, уж верно, сравнили бы гульфик с прелестным рогом изобилия, который вам приходилось видеть на древних изображениях и который подарила Рея двум нимфам, Адрастее и Иде, вскормившим Юпитера.

Вечно влекущий, вечно цветущий, юностью дышащий, свежестью пышущий, влагу источающий, соками набухающий, оплодотворяющий, полный цветов, полный плодов, полный всякого рода утех, – вот как перед Богом говорю, до чего же приятно было на него смотреть! Более подробно, однако ж, я остановлюсь на этом в своей книге О достоинствах гульфиков. Полагаю, впрочем, нелишним заметить, что гульфик был не только длинен и широк, – внутри там тоже всего было вдоволь и в изобилии, так что он нимало не походил на лицемерные гульфики многих франтов, к великому прискорбию для женского сословия наполненные одним лишь ветром."

------------------------Испания-----------------
====================================================





TIZIANO Vecellio
Portrait of Philip II in Armour
1550-51
Oil on canvas, 193 x 111 cm
Museo del Prado, Madrid



Philip II, King of Spain, by unknown artist.
1580


Contemporary portrait Philip II of Spain



PANTOJA DE LA CRUZ, Juan
Portrait of Felipe Manuel, Prince of Savoya
c. 1604
Oil on canvas, 111,5 x 89,5 cm
Museo de Bellas Artes, Bilbao


Еще [info]santagloria - отрывки из Рабле:
гульфики украшают букетами, ими подтираются, из них достают молитвенники, или складывают апельсины, за них же вылавливают тонущих

о них даже пишут стихи

"Спустя несколько дней, после того как Пантагрюэль получил степень лиценциата прав, один из его знакомых студентов (в науках он был не силен, зато превосходно танцевал и играл в мяч) сочинил в стихах девиз лиценциатов местного университета:
Сунув в гульфик мячик меткий,
Познакомившись с ракеткой,
Скрыв под шапкой волос редкий,
В хоровод веселый встав,
Будешь тотчас доктор прав*.

или вот:

"Панург только пожелал, чтобы гульфик на его штанах был в три фута длиною, и притом не круглый, а четырехугольный, что и было исполнено, и на Панурга после этого было одно удовольствие смотреть. И сам Панург часто говаривал, что род человеческий еще не знает всех преимуществ и всей пользы длинного гульфика, но со временем он-де это поймет, ибо все полезные вещи изобретаются в свое время.

– Да хранит Господь того, кому длинный гульфик спас жизнь! – твердил он. – Да хранит Господь того, кому длинный гульфик принес в один день сто шестьдесят девять тысяч экю! Да хранит Господь того, кто благодаря своему длинному гульфику спас целый город от голодной смерти! Нет, ей-богу, когда у меня будет больше свободного времени, я непременно напишу книгу Об удобствах длинных гульфиков!


===============Короли и их доспехи====================
------------------------------------------------------------


Felipe II. Tiziano (1550)
Retrato de cuerpo entero de Felipe II (1556-1598) siendo príncipe realizado por Tiziano en Augsburgo entre noviembre de 1550 y marzo de 1551.

La ausencia de retratos armados en la segunda mitad del siglo XVI y su recuperación con Felipe III príncipe.

----------------------------------

El emperador Carlos V, a caballo, en Mülhberg. Tiziano (1548).


El retrato fue realizado tras la victoria de Carlos V sobre la Liga de Smalkalda en Mühlberg el 24 de abril de 1547.
--------------------------------------



Carlos II en armadura. Juan Carreño Miranda (1681)


http://lostonsite.wordpress.com/2010/05/22/cuando-el-poder-crea-arte/

Глава VIII- Рабле:
Почему гульфик есть самый главный доспех ратника
-----------------------------------------------------

"Что же касается штанов, то в давнопрошедшие времена я слыхал от моей двоюродной бабушки Лорансы, что они существуют для гульфика.

Я понимаю это в том смысле, в каком милый чудак Гален, рассуждая в книге девятой о Назначении частей нашего тела, сказал, что голова существует для глаз[492]. Природа могла бы вздеть голову на коленки или же на локти, однако, сотворив глаза, дабы мы различали предметы вдали, она их вставила в голову, а голову, точно древко, воткнула в самую верхнюю часть тела, подобно тому как маяки и высокие башни строятся всегда на возвышенном месте, дабы свет был виден издали.

А так как я хочу некоторое время, – по крайней мере с годик, – отдохнуть от военной службы и жениться, то я уже не ношу гульфика, а следственно, и штанов, ибо гульфик есть самый главный доспех ратника. И теперь я готов утверждать под страхом любой кары вплоть до костра (только не включительно, а исключительно), что турки недостаточно хорошо вооружены, оттого что ношение гульфиков воспрещено у них законом."





-----------------Парадные доспехи из музеев--------------
===================================================


Armor for various kings and nobles displayed in the White Tower at the Tower of London

-----------------------------------------

European armor, The Metropolitan Museum of Art


--------------------"Lions Armour"----------------
====================================================

------------------------------------------


The "Lions Armour" belonging to King Francois I
Musée de l'Armée


Musée de l'Armée
---------------------------

Harquebus Armor of Pedro II, King of Portugal, ca. 1683
Attributed to Richard Holden (recorded 1658-708)
English (London)


======================Детские латы===============
-------------------------------------------------------

Доспехи начинали учиться носить с детства- к совершеннолетию юный рыцарь успевал поносить(перерасти) несколько комплектов, каждый из которых стоил очень больших денег.
----------------------------------


Henry, Prince of Wales, son of James I, granson of Mary, Queen of Scots
studio of Isaac Oliver,miniature,circa 1610
Henry Frederick, Prince of Wales (19 February 1594 – 6 November 1612) was the eldest son of King James I & VI and Anne of Denmark. His name comes from grandfathers Henry Stuart, Lord Darnley and Frederick II of Denmark.

Кстати, такие подростковые латы — не битые, не рубленые, отлично сохранившиеся — обильно поступают в музеи, формируя устоявшийся предрассудок о крайней малорослости средневековых людей. На самом деле воинские костюмы «для детей старше 16-ти» демонстрируют разброс от среднестатистических 165 см (нормально для предакселерационной эпохи) до вполне баскетбольных показателей — ну, разве что более редких, чем сейчас.



Armadura de la guarnición de Mühlberg del emperador Carlos V. Desiderius Helmschmid (1544).

Ну и конечно- для мальчиков тоже делали гульфик, соответствующие моде по времени:


--------------------Alessandro Farnese-------------------------
===========================================================

Ritratto allegorico con Parma che abbraccia Alessandro Farnese
Girolamo Mazzola Bedoli
(1500 ca - 1569)
Parma, Galleria Nazionale

Ritratto di Alessandro Farnese
Alonso Sanchez Coello (1531 - 1588)
Parma, Galleria Nazionale

====================
-----------------------------------------

Felipe III- принц
Armadura de Felip III niño. Milán hacia 1585. Acero grabado, repujado, pavonado y dorado.

armadura-de-Felipe III-nino


------------------Alonso Sanchez Coello-----------------------

Alejandro Farnese
Alonso Sánchez Coello
Fecha: 1561


1585.
Alonso Sánchez Coello
-retrato-de-don-juan-de-austria



retrato armado de Felipe II de Tiziano de 1551 y en el de Felipe IV de Velázquez de hacia 1653.

-------------


DYCK, Sir Anthony van
Portrait of the Princes Palatine Charles-Louis I and his Brother Robert
1637
Oil on canvas, 132 x 152 cm
Musée du Louvre, Paris


===================Солдаты и ландскнехты============
------------------------------------------------------

Drawn by Bernardino Gatti
Formerly attributed to Giovanni Antonio Pordenone
Date
1498-1539



Print made by Urs Graf
Two mercenaries and a woman with Death in a tree; the skeletal figure of death above the soldiers pointing at an hourglass, landscape background. 1524



Willem Pietersz Buytewech
1616 (circa)
Gunner and the provisioner with a dog


Saint Eustace or Saint Hubert (depending whom you ask) as Landsknecht in half-gauntlets & partial harness, with shortpike, longsword & dagger from Paumgartner Altar by Albrecht Duerer, 1503 AD. Banner betokens hunting patronage (Alte Pinakothek).


Circle/School of Federico Zuccaro
1557-1609
A Swiss Halberdier, standing slightly to right, and a separate study of his left hand and of the halberdier
Red chalk, on two sheets conjoined



Hopfer, Daniel (ca 1470-1536): The Soldier and his Wife



Print made by Albrecht Dürer
Date
1502
A standard bearer, standing and holding a banner with the Cross of St Andrew. c.1502

Print made by Lucas van Leyden
1510

Print made by Monogrammist FG
Date
1537



Print made by Jost Amman
Date
1578

After Heinrich Aldegrever
Print made by Allaert Claesz.
1520-1550

=====================Ландскнехты===============
-------------------------------------------------
Это , в основном- швейцарские наемники, позже- наёмники из всех уголков Европы, включая Шотландию, Италию и Нидерланды, хотя основное ядро составляли уроженцы Южной Германии и Гельветской конфедерации, а также из Бургундии.

======================Landsknecht Cod piece==============

Они отличались красочными костюмами и не менее эффектными гульфиками.




Гульфики у них тоже менялись сообразно моде.



Print made by Jost Amman
Date
1563-1564





-------------------------





Hans Schäufelein
A standard-bearer; whole-length figure, frontal view, the head in profile to right; holding the standard in his left hand; landscape background with a castle at r. c.1515


Attributed to Hans Burgkmair the Elder
1525-1530 (Circa)

-----------------------------

Christoph Amberger
A Landsknecht holding a pole in both hands; whole-length figure turned to left. From a series of fifty woodcuts. c.1525-30

Jörg Breu II
Date
1525-1547




----------------"Шутливые гульфики"-----

Cod-Piece_by_Wendelin_Boeheim
Cod Pieces, 16c
Date
Wendelin Boeheim. Handbuch der Waffenkunde. Das Waffenwesen in seiner historischen Entwicklung vom Beginn des Mittelalters bis zum Ende des 18 Jahrhunderts, Leipzig 1890
---------------------------------
Подробно и очень интересно про ландскнехтов можно почитать здесь:



http://antoin.livejournal.com/732433.html
http://antoin.livejournal.com/732735.html


------------------Современные вариации на тему---------------


Театральная постановка:
Don Juan
http://theoldtrouts.org/pages/gallery.html



=====================================
Начало:







Гульфики. 14-15-16 век. Часть 1-ТУТ

=========================

Еще по теме:
---------------------------


Мужчины в латах. 15-18 век-ТУТ


Рыцарские турниры и бои из книги 'De Arte Athletica' 1500-х г-ТУТ




Солдаты,офицеры, ландскнехты. 15-16 век-ТУТ





Знаменосцы (The Standard-Bearer) 16-17 век.-ТУТ



Гротескный орнамент утвари и мечей-ТУТ



==================================
О доспехах:
книга
Григория Панченко, профессионального оружиеведа.
http://lib.rus.ec/b/95479/read
m_smaragd-Он вообще много интересностей рассказывает (в предельно доступной форме) в своих статьях и книгах: "Горизонты оружия", "Луки и арбалеты в бою", "Клинок в бою" и другие, а статьи можно найти в киевском журнале "Реальность фантастики".

Деталей доспехов очень много здесь:
http://www.lunacommons.org/luna/servlet/view/all/what/Arms/?sort=Title%2CDate_Original%2CLanguage%2CCoverage&showAll=when&os=0
==============================

http://commons.wikimedia.org/wiki/Category:Codpieces
===========================================
http://www.thehendricks.net/codpiece_history.htm
http://www.artst.org/high-renaissance/
http://www.tudorplace.com.ar/
http://www.google.ru/images?hl=ru&newwindow=1&client=firefox&rls=org.mozilla:ru:official&q=http://www.tudorplace.org&um=1&ie=UTF-8&source=og&sa=N&tab=wi&biw=1592&bih=833
http://realmofvenus.renaissanceitaly.net/wardrobe/men/VenMenGall3b.htm
http://www.tudorplace.com
http://www.britishmuseum.org/
http://www.google.ru/images?q=Alonso+Sanchez+Coello&oe=utf-8&rls=org.mozilla:ru:official&client=firefox&um=1&ie=UTF-8&source=og&sa=N&hl=ru&tab=wi&biw=1592&bih=833
http://www.itisgalilei.parma.it/itis/nostri%20progetti/parco%20ducale%20e%20tiglio/parcoducale/Nome/GIARDINO4/s-alessandro.htm
http://www.flickr.com/photos/xerones/360836427/
http://www.flickr.com/search/?q=Lion%20Armour#page=3
http://www.flickr.com/search/?q=%20Armor%20of%20King%20Henry%20VIII%20of%20England#page=2
http://www.flickr.com/photos/mharrsch/sets/72057594112326849/with/422178478/
http://www.viceland.com/blogs/nl/tag/kulzak-of-kullezak/
http://www.flickr.com/photos/mharrsch/sets/72157600345292902/with/663863715/

No comments:

Post a Comment