Tuesday, October 26, 2010

Шляпки 1820-30-х годов.

Шляпки 1820-30-х годов.





Elzbieta Branicka-Woroncow.1839.George Hayter

"Boeuf à la Mode"

Здесь разные формы модных головных уборов и карикатуры на них: береты (в том числе-малиновые), капоры, чепцы, тюрбаны
и так далее.



-----------------Предистория-1810-е годы-------------

В это время в женской моде соперничали капор, чепец и шляпа.

------------------Капоры--------------


Costume Parisien. (1805)



1807- капоры





Costume parisien. 1812

Costume parisien. 1812


Costume parisien. 1812

Капоры были очень популярны в 1910-х, поля их доходили до таких размеров, что полностью скрывали лицо, по этому поводу было много карикатур:


"Невидимки"
"Les Invisibles", an 1810 caricature of how various fashions (including women's bonnets, along with male hats and high collars) seemed to hide the face ("Invisible" is the French word for a poke bonnet)


--------------------------------------------------

1814
Но в 1810-х все больше становиться увлечение расширяющимися полями шляпок:


1814


Walking dress. (1818)


Women, France, 1818.

Women, France, 1818.

Women, France, 1819.

---------------------1820-е---------------------

В соперничестве трех форм победила шляпа, она так же, как и дамское платье с прической, буквально сплошь была покрыта цветами, бантами, перьями, лентами и воланами.
Шляпная мода предлагала множество образцов, и каждый мастер (модистка) непременно изобретали свое. Опять вошли в моду береты и тюрбаны.


Die Moden des XIX. Jahrhunderts, 1820.
капор, шляпка и тюрбан

Die Moden des XIX. Jahrhunderts, 1824.


----------------------------


March 1831

1831г.


---------------------1820-30-е-------------------














=============================================
--------------------Чепец---------------------------
==========================================================


В конце 18 века чепец уже был очень популярен, поскольку был удобен для высоких причесок и дамских париков, но с 1820-х годов чепец обретает новое значение в костюме, обозначая семейное положение женщины – носили его только замужние.
Чепец украшали кружевом, лентами и цветами, носили его с утра и днем.


Catherine Fedorovna Tiesenhausen, said to be mistress of Friedrich Wilhelm IV
Date
1820s
Иван Гаврилович Григорьев


Кипренский, Орест Адамович; Kiprenskiy,
Портрет Екатерины Сергеевны Авдулиной 1822 (1823?), дочь Сергея Саввича Яковлева и внучка миллионера Саввы Яковлевича Яковлева.


Cathrine Jensen, født Lorenzen
Christian Albrecht Jensen
Year: 1825


Боровиковский, Владимир Лукич
Portrait of Ye. A. Arkharova. 1820. Oil on canvas. The Russian Museum, St. Petersburg, Russia.


Portrait of a Lady in Blue Dress
1824(1824)
Source
Hermitage Museum, Saint Petersburg
Author
Chrsitian Albrecht Jensen

Со временем он становился все больше и больше, и уже напоминал шляпу:


Н.К.Загряжская (1747-1837)
Date
1821 год
П.В.Соколов


Соколов Петр Федорович. Портрет М.Т.Пашковой с дочерью Александрой. 1830-е гг
Date
1830-е гг
--------------------------------------------

Alexander Brullov
Портрет А.А.Брюлловой, жены художника
Date
первая половина 1830-х гг.

Ольга Павловна Ферзен (1808-1837) ур. Строганова
Date

Alexander Brullov
1830-е

П.Ф.Соколов.Портрет Е.К.Воронцовой" около 1823 г
Date
ок. 1823

--------------------Портреты-шляпы-----------
====================================================
-------------------Повседневные-------------



Natalia Viktorovna Stroganova
Баронесса Наталья Викторовна Строганова (1800-1854), ур.Кочубей
Date
Pyotr Fyodorovich Sokolov (1791-1848)
1821


Portrait by Christian Albrecht Jensen
Date
1826

Johann Nepomuk Ender
Title
English: Empress Maria Anna of Austria
Date
ca. 1830's or late 1820's


Черткова Елена Григорьевна (1800-1832), урожденная Строганова.
Date
Pyotr Fyodorovich Sokolov
Русский: Пётр Федорович Соколов
1820-е

Кипренский О.А.
Портрет З.А.Волконской
Date 1829 г.


Marquise de Blaizel
Sir Thomas Lawrence

---------------------Берет------------------
====================================================
В начале 19 века в России дамы носили берет как деталь бального туалета. Береты шили из дорогих материалов – бархата, парчи, шелка. Их украшали перьями и аграфами,были они очень большими. Береты в Европе носили мужчины и женщины издавна,с 15 века, как и тюрбан- он имеет свою долгую и интересную историю, постараюсь в дальнейшем ее показать отдельно и подробно.
1


ca. 1830 Grand Duchess Elena Pavlovna by A. Gral


La_Duchesse_de_Berry
Artist:
Sir Thomas Lawrence



Portrait of empress Maria Feodorovna (1759-1828).
Date
1820-е
George Dawe



Maria Amalia of Naples and Sicily


Малиновый берет Татьяны Лариной, в котором она блистала на балу, помнят все.


Queen Maria Amalia of the French, with her children Henry of Orleans, Duke of Aumale (1822) and Antoine of Orleans, Duke of Montpensier (1824)


Портрет графини Натальи Александровны Зубовой
Date
1834
Vasily Tropinin

Sokolov
Elena Grigoriyevna Chertkova--Stroganova


Duchess Frederica of Mecklenburg-Strelitz (3 March 1778 – 29 June 1841)
Date
1830-е
Franz Krüger


Elzbieta Branicka-Woroncow
Date
1839(1839)
George Hayter (1792–1871

----------------------Тюрбан----------------------
======================================================

К вечернему туалету также был очень популярен тюрбан, его носили на балах, украшая перьями и драгоценностями.
Тюрбан пришел в наряды светских дам не только из восточного и театрального костюма, а тоже имеет свою длинную историю в Европе.


Moorish Turban from March 1812 Issue of La Belle Assemblée

-----------------------------

Alexandra Feodorovna (1798-1860), Hohenzollern family, Romanov famil wearing a turban print
1810


Она же в 1839 году
Alexandra Feodorovna by P. F. Sokolov
----------------------------

Брюллов
--------------------


Miniature de Michael Theweneti Femme au turban 1820

La femme au turban de Girodet Musée de l'Ermitage
-----------------------


Ritratto di Cecilia D'Auersperg, ol/tl, 95,5x79,5 cm Narodna Galerija, Ljubljana
Date
1822(1822)
Source
Giuseppe Tominz


Голицына Наталья Степановна, урожд. графиня Апраксина (1794—1890)
Date
1821(1821)
Л.Герсан


Также носили небольшие тюрбаны, в виде чалмы.
Vladimir Borovikovsky. Portrait of M-me de Stael. 1812.


Женский портрет. 1830. ФРАНЦ РИСС.




Тимашевский Орест Исаакович 1822-1866/7
Итальянка


Софья Александровна Урусова (1804–1889)?
Date
1830-е

КАРЛ БРЮЛЛОВ. Портрет княгини Авроры Демидовой. Около 1836. Холст, масло.


---------------------Цилиндр-------------
===========================================


Women standing with fan and hat, France, 1814


Parisienne de 1810.

Форма цилиндра в шляпках, популярная в 1910-х, осталась в одежде для верховой езды:


Alexandra Feodorovna's equestrian dress was a mass of solid black in this 1836 Krüger so I detail-enhanced it to reveal details like the skirt folds.


Les coeffures Incroyables en 1814


---------------------Народные традиции-------------

=====================Кокошники==================

В конце 1830-х годов Императорский двор ввел моду на русский стиль. Дамы появлялись на великосветских раутах в роскошных кокошниках, украшенных драгоценными камнями и жемчугом.


1836 Empress Alexandra Feodorovna


1836 Alexandra Feodorovna by A. Malyukov (Hermitage)

-----------Картинки из журналов мод------------------
=======================================================

------------El mundo de la moda 1829 ------------
==================================================
---------------------Шляпки--------------------







Нашла интересный текст про модисток в России:
------------------------------------------------------
Лучшими модистками считались француженки – и «законодатели мод» пришли в Россию задолго до Французской революции. Французских портных пригласила еще Елизавета Петровна, а ее фактическая преемница Екатерина Великая указом от 1763 года позволила иностранцам жить и торговать в Москве с привилегиями. Французы облюбовали район Кузнецкого моста: один из них, портной Фуркасье оставил имя Фуркасовского переулка, где когда-то был его дом.











------------------------------------------
Начало активной французской торговли на Кузнецком мосту предание связывает с графом Иваном Воронцовым, который поселился на Рождественке в середине XVIII века и первым сдал французам в аренду часть своих владений.

А после революции 1789 года в Москву хлынули эмигранты. Среди них была знаменитая мадам Мари-Роз Обер-Шальме.
С конца XVIII века мадам имела магазин на Кузнецком мосту, а потом в собственном доме в Глинищевском переулке близ Тверской, где среди прочего торговала превосходными шляпками с запредельными ценами, отчего москвичи прозвали ее «обер-шельмой» - даже считают, что само слово шельма произошло от ее имени. У нее был такой «приезд», что Глинищевский переулок был весь заставлен каретами, а сам магазин стал модным центром встреч московского бомонда. Знатные клиенты однажды спасли саму мадам, когда ее магазин был запечатан за контрабанду.



continental feuilletons 1829



Профиль модистки был весьма широк. У нее заказывали и «приданое» для богатых девиц на выданье, и бальные платья. Когда Наполеон напал на Россию, два враждовавших мира столкнулись и на Кузнецком мосту. Став советницей Наполеона, опытная мадам давала ему ценные рекомендации относительно политики в России. Французские гвардейцы охраняли ее магазин на Кузнецком, как и имущество остальных своих соплеменников, от воровства и пожара, но будущего у мадам в России больше не было: вместе с наполеоновской армией она покинула Москву и в дороге умерла от тифа.



[French women wearing hats with feathers and ribbons, 1827.]


Costumes parisiens. (1828)
>






Главнокомандующий граф Ростопчин изгнал французов с Кузнецкого моста и запретил вывески на французском языке, но уже в 1814 году на Кузнецком мосту наблюдалось «прежнее владычество французских мод».

В 1833 году Пушкин писал жене: «Важная новость: французские вывески, уничтоженные в год, когда ты родилась, появились опять на Кузнецком мосту». Пушкин тоже оказался причастен к московской моде.

На смену Обер-Шальме пришла еще более известная модистка Сиклер, в московском просторечии Сихлерша. В Петербурге она имела магазин близ Гороховой улицы, а в Москве - на Большой Дмитровке. У нее одевался высший свет России и жены знаменитостей. Одной из постоянных клиенток Сиклер была Натали Пушкина, которая обожала заказывать у нее туалеты, а однажды преподнесла в подарок шляпку от Сиклер жене Павла Нащокина, друга Пушкина. Говорили, что Пушкин заплатил Сиклер за туалеты жены сумму, едва ли не большую гонорара за «Историю Пугачевского бунта», а после смерти Пушкина опека возместила Сиклер еще 3 тысячи его долгов.

Высшее общество заказывало у Сиклер бальные платья в тот год, когда Москву посещал Николай I, за что модистка имела в месяц 80 тысяч барыша. Выходили и казусы. Иногда не богатые, но нежные мужья большим финансовым усилием баловали любимых жен платьем от Сиклер, но оно оказывалось настолько роскошным, что в нем нельзя было показаться на вечер в обществе их круга, и для визитов требовалось шить новый туалет попроще.











----------------------Карикатуры------------

============================================

Естественно, что такие шляпы, больше похожие на клумбы- породили множество карикатур:


Monstrosities-of-1818-Cruikshank


Fashionables of 1818
After Captain Simon Hehl
Date
1818
Js. Gillray


Can such things be! And ourcome us like a summer's cloud, without our special wonder? Vide Mackbeth
Print made by William Heath
Date
1827


"Boeuf à la Mode", an anonymous French caricature of the beginning of the 19th century which pretends to interpret the name of the menu item "Boeuf à la Mode" as meaning "The Fashionable Ox" (instead of "Stewed Beef".

===========================

По шляпкам 1900-1930-х есть еще очень много картинок, здесь нет соломенных шляпок и еще массы портретов и иллюстраций из журналов мод.
Но мне в очередной раз пожаловались, (у кого медленный интернет)- что посты слишком большие и плохо грузятся.

Поэтому будет вторая часть, пишите- как лучше выкладывать, отдельно по формам: тюрбан, берет и т.п. в разных эпохах? Как интереснее смотреть?

Пока можно посмотреть, кто не видел:
==========================================




Карикатуры на прически конца 18 века.-ТУТ





Женские прически конца 18 века и карикатуры на них-ТУТ






Мода и модники конца 18-начала 19 века-ТУТ



http://commons.wikimedia.org/
http://digitalgallery.nypl.org/
http://community.livejournal.com/ua_bal/tag/XIX%20%D0%B2%D0%B5%D0%BA
http://dv0r.ru/forum/index.php?topic=3411.100
http://hal.ucr.edu/~cathy/index.html
http://maxence2943.canalblog.com/
http://www.flickr.com/photos/odisea2008/sets/72157623454114763/
http://www.pemberley.com/
http://www.gogmsite.net/
текст про модисток:
http://www.liveinternet.ru/users/3292146/post105689962/

No comments:

Post a Comment